Какие бывают автомобильные двигатели: классификация
Многие водители вряд ли смогут развернуто ответить на вопрос, какой двигатель стоит в их машине — максимум, скажут, что бензиновый, дизельный или электрический. Однако классификация силовых установок гораздо шире — мы проведем краткий ликбез простыми словами.
Деление по типу топлива
Самое простое — это запомнить, какое топливо вы заливаете в бак автомобиля. В основном двигатели внутреннего сгорания (ДВС) делятся на бензиновые и дизельные. Главное отличие в том, что в дизельных моторах не используются свечи зажигания, а воспламенение происходит за счет сжатия топливно-воздушной смеси.
При наличии газобаллонного оборудования двигатель может также работать и на газе — это либо метан, либо пропан-бутановая смесь. При этом «родословная» мотора не имеет значения — газ можно использовать и в бензиновых, и в дизельных ДВС.
Попадается и откровенная экзотика — водородные автомобили. Например, выпускающаяся серийно Toyota Mirai, которые в частном порядке иногда ввозятся подержанными в Россию. Там топливные элементы преобразуют водород в электричество, питающее двигатель.
Но специальных водородных заправок в России почти нет ввиду отсутствия спроса и очень сложного устройства. По этой же причине Mirai продал и один из бывших ведущих Top Gear, Джеймс Мэй. Ее попросту негде было заправлять!
Классификация по количеству и расположению цилиндров
Большинство массовых автомобилей оснащается компактными рядными моторами — как можно понять из названия, это означает, что цилиндры расположены в одну линию. У самой доступной машины на рынке — седана Lada Granta — четыре цилиндра рабочим объемом 1,6 литра, но есть модели и с тремя «горшками».
Практически не встречаются сейчас рядные «пятерки», их продолжает использовать разве что Audi в компактных «заряженных» моделях TT RS и RS 3 Sportback. А максимальное количество цилиндров при такой схеме в современных двигателях — это шесть (для большего числа нужно удлинять моторный отсек, что нецелесообразно).
V-образные двигатели легко опознать по двум полублокам цилиндров, расположенных в виде буквы V (если смотреть строго анфас). Такие моторы обычно используются уже в премиум-сегменте, потому что количество цилиндров начинается от шести. Пока еще встречаются V8 и V12, но последние доживают свой век под капотами суперкаров и, например, представительского Mercedes-Maybach.
Компании Porsche и Subaru славятся оппозитными двигателями — грубо говоря, это те же V-образные моторы, только с углом развала 180 градусов, то есть, цилиндры расположены друг напротив друга в горизонтальной плоскости. Такая схема снижает центр тяжести, но усложняет сервисное обслуживание.
А самые необычные — это W-образные двигатели. Сейчас такие используются только в роскошных Bentley (W12) и гиперкарах Bugatti (W16). Впрочем, компания Bentley уже объявила, что в скоро году отправит в отставку W12 — место дорогого и сложного агрегата займет гибридная силовая установка.
Конструктивно они схожи с V-образными — здесь тоже полублоки объединены общим коленчатым валом, но цилиндры в них расположены не в ряд, а со смещением. Проще всего увидеть это на фотографии ниже.
Что такое гибриды?
Первой по-настоящему массовой гибридной машиной стала Toyota Prius, но для обычных пользователей не было особой разницы со стандартными автомобилями с ДВС — они продолжали заправляться все тем же бензином, только делали это реже из-за сниженного расхода.
В дальнейшем гибридных моделей стало гораздо больше, но лишь с относительно недавних времен они в массовом порядке получили приставку plug-in, то есть, стали подзаряжаемыми — батареи увеличенной емкости можно было «подпитать» от обычной розетки или специальной зарядной станции.
Нужно это для того, чтобы иметь возможность двигаться только на электротяге, не используя ДВС. А в некоторых моделях двигатель внутреннего сгорания и вовсе используется только в качестве генератора, подзаряжающего батарею. Так что его тоже нужно время от времени заправлять топливом.
«Турбо или атмо»?
Это уже вопрос со звездочкой. Если каждый водитель знает, чем ему нужно заправлять автомобиль, то словосочетание атмосферный двигатель, скорее всего, заставит его задуматься или удивиться. На самом деле, это просто обычный мотор, в котором необходимая для воспламенения смесь бензина и воздуха получается при атмосферном давлении.
Турбина же позволяет «загнать» в цилиндры больше воздуха, а значит, можно добавить и больше топлива, чтобы увеличить мощность и крутящий момент. Крыльчатка турбины, как правило, раскручивается при помощи выхлопных газов, но в современных моделях встречается уже и электронаддув. Одна из разновидностей подобный систем — механический нагнетатель, который напрямую связан с коленвалом двигателя.
Как узнать, какой двигатель установлен в автомобиле?
Иногда достаточно просто открыть капот, чтобы сосчитать количество цилиндров по катушкам зажигания или трубам выпускного коллектора. Но сейчас чаще всего мотор плотно закрыт пластиковыми кожухами (на которых, впрочем, иногда указывают «формулу»).
Рядная четверка или V6, атмосферный или турбированный, гибридный или без «электродовеска» — все это можно узнать либо из инструкции по эксплуатации, либо заглянуть в спецификацию модели на сайте официального дилера или в автокаталогах.
К списку статей