Когда нужно делать балансировку колес автомобиля: 4 основных причины и что будет, если это не сделать
Вопрос о балансе колес волнует многих автовладельцев, ведь правильный уход за автомобилем — залог его долговечности и комфортного использования. Одним из обязательных мероприятий является балансировка колес, которая решает проблемы вибрации, излишней нагрузки на подвеску и преждевременного износа шин. Ниже представлены четыре главные ситуации, когда стоит задуматься о проведении этой процедуры.
Когда обычно делают балансировку колес и как часто
Балансировку колес обычно делают в следующих случаях:
- При смене шин. Самая распространенная ситуация — это ежегодная смена летних шин на зимние и наоборот. Каждое новое сочетание шины и диска нуждается в балансировке.
- После серьезных ударов. Например, после попадания в глубокую яму или столкновения с препятствием, которое могло вызвать повреждение диска или шины.
- После покупки новых шин или дисков. Новые комплектующие требуют обязательной балансировки для равномерного распределения массы.
- При возникновении вибраций. Появление вибрации на определенных скоростях (обычно на 80–100 км/ч) свидетельствует о возможной потере балансировки.
- При изменении поведения автомобиля. Изменение траектории движения, нестабильность руля, повышенный шум или дискомфорт могут быть признаками нарушения балансировки.
Рекомендуемая частота:
- при сезонной смене шин — минимум два раза в год;
- по пробегу — желательно повторять балансировку каждые 10–15 тыс. км;
- после повреждений — немедленно после крупных воздействий на колесо.
Как понять, что пора делать балансировку колес
Определить, что вашим колесам необходима балансировка, можно по нескольким признакам.
Вибрация руля или кузова
Один из первых признаков нарушения балансировки — появление вибрации на определенных скоростях. Чаще всего она возникает на отметке 80–100 км/ч, однако иногда чувствуется и на малых скоростях. Биение передается на руль или кузов автомобиля.
Неравномерный износ шин
Обратите внимание на протекторы ваших шин. Если заметили, что внутренняя или наружная сторона колеса стерта сильнее остальных участков, это сигнал о возможном нарушении балансировки.
Увеличился шум в салоне
Возникающие шумы, исходящие от колес, тоже могут указывать на нарушение равновесия колес. Особенно слышимо это становится на асфальте с мелким покрытием.
Проблемы с управлением
Даже незначительное ухудшение управляемости, потеря уверенности при повороте или торможении могут быть следствием нарушенной балансировки.

Что будет, если не сделать балансировку колес вовремя
Если вовремя не произвести балансировку колес, это может привести к ряду негативных последствий.
Неравномерный износ шин
Неправильное распределение массы на колесах ускоряет износ протектора, причем неравномерно. Одна сторона колеса может стачиваться быстрее другой, сокращая срок службы шин и приводя к необходимости их замены раньше положенного срока.
Вибрация руля и кузова
Несбалансированность колес вызывает сильные вибрации, передаваемые на руль и кузов автомобиля. Езда становится некомфортной, повышается утомляемость водителя, снижается общая безопасность движения.
Повышенный износ подвески
Постоянные вибрации приводят к дополнительной нагрузке на детали подвески: амортизаторы, стойки стабилизатора, сайлентблоки начинают быстрее изнашиваться, вызывая лишние расходы на обслуживание и ремонт.
Ухудшение управляемости
Без балансировки нарушается курсовая устойчивость автомобиля, затрудняется поворот и замедляется реакция на команды водителя. Это повышает вероятность аварии, особенно на скользких покрытиях или мокрой трассе.
Рост расхода топлива
Дисбаланс колес увеличивает сопротивление качению, заставляя двигатель тратить больше энергии на преодоление препятствий. В результате топливо расходуется быстрее, а экологичность автомобиля снижается.
Популярные вопросы и ответы про то, что делать если колеса разбалансировались
Как определить, какие колеса разбалансированы?
Определить разбалансированные колеса можно по следующим признакам:
- вибрация руля или кузова на определенной скорости (чаще всего на 80–100 км/ч);
- неравномерный износ шин;
- посторонние звуки или гул от колес;
- ухудшение управляемости автомобиля.
Профессиональная диагностика производится на специальном балансировочном станке в автосервисе.
Когда вибрации не связаны с разбалансировкой колес?
Вибрации могут возникать не только из-за разбалансировки колес, но и по другим причинам:
- деформации дисков или шин;
- нарушение геометрии подвески;
- износ рулевой рейки или стоек стабилизатора;
- ослабленные крепежи колес;
- некорректная установка углов развала-схождения.
Поэтому важно пройти комплексную диагностику, чтобы выявить истинную причину вибрации.
Какие основные причины разбалансировки колес?
Причины разбалансировки колес:
- заводские дефекты или неравномерность материала шины или диска;
- повреждения и деформации (удар, попадание в яму);
- износ протектора шин;
- потеря балансировочных грузиков;
- ремонт или замена элементов колесного узла.