Коробка-автомат — как правильно пользоваться, чтобы продлить ресурс

Современные «автоматы» можно отнести к трем типам — «классическим», где роль сцепления выполняет гидротрансформатор, вариаторам, где крутящий момент передается между шкивами с помощью ремня или цепи, и роботизированным коробкам передач, где управление сцеплением (или сцеплениями) возложено на электромеханические устройства. И каждый из них требует бережного отношения, если владелец машины хочет ездить без поломок.

Прогреваем коробку зимой

Да, инструкция по эксплуатации не подразумевает прогрева автомобиля на парковке. Более того, стоянка с работающим двигателем во дворе жилого дольше 5 минут запрещена ПДД и карается по статье 12.28 КоАП РФ.

Штраф за это весьма приличный — 3000 рублей для жителей Москвы и Санкт-Петербурга и 1500 рублей для остальных регионов. Но за этим, как правило, никто не следит, да и ряд рекомендаций можно выполнить и за отведенное время.

В любой коробке передач (и в механической — тоже!) содержится трансмиссионное масло, которое густеет и становится более вязким на морозе. Особенно это критично для «классических» автоматов с гидротрансформаторами — переключения здесь осуществляются за счет работы гидроблока со сложными каналами и клапанами, отвечающими за циркуляцию жидкости, а также набора фрикционов.

Поэтому, пока масло еще густое, снижается прокачиваемость через каналы гидроблока, дополнительная нагрузка идет на насос, а переключения могут происходить с рывками или толчками. Так что рекомендуется на пару-тройку минут перевести рычаг или джойстик управления автоматом в положение D и удерживать машину на месте тормозом. Так трансмиссионная жидкость немного прогреется. И в первые километры пути лучше избегать резких маневров и ускорений.

А если в машине установлен вариатор?

Вариатор тоже не будет лишним «погреть», но есть у него и своя специфика — ему противопоказана пробуксовка колес. Проблемы возникают из-за того, что при загустевшем масле трансмиссия испытывает дефицит смазки, в то время как шкивы при буксовании встают в крайние положения и раскручиваются до больших скоростей.

Дифференциал перекидывает крутящий момент на колесо с меньшей загрузкой и даже на ровном газу вариатор изменяет передаточное отношение, чтобы увеличить скорость вращения колес.

Если в этот момент колесо докопается до асфальта или зацепится за укатанный снег, то произойдет удар внутри трансмиссии, из-за чего металлический ремень проскальзывает на шкивах и в отсутствие обильной смазки прорезает небольшие канавки. В итоге появляются задиры, уменьшающие ресурс вариатора.

Чтобы избежать задиров, блок управления трансмиссией при низких температурах переводит вариатор в щадящий режим работы и держит шкивы в среднем положении, чтобы избежать концентрации нагрузок на одном из валов. Однако при активном буксовании на холодную это плохо помогает.

Помимо этого, вариатор не любит длительного движения на высоких скоростях и может перегреваться, если несколько часов быстро ехать по магистрали.

Нужно ли переходить на нейтраль при остановках?

На машинах с автоматическими коробками передач при кратковременных остановках переходить в N не нужно. В классических «автоматах» передача крутящего момента осуществляется через гидромуфту, которая допускает вращение входного и выходного валов без физического зацепления в течение длительного времени.

«Нейтраль» в «автомате» необходима лишь для буксировки машины на короткие расстояния или, к примеру, чтобы затянуть ее тросом на эвакуатор. В «нейтрали» масляный насос и прочие механизмы переходят в режим покоя, который не предполагает высоких нагрузок.

Если же водитель часто переводит селектор вперед-назад, в N и обратно в D, то автомат выполняет несвойственную для него работу, переводя сложную систему фрикционов и планетарных рядов из рабочего режима в парковочный и обратно, что уменьшает ее ресурс.

Исключение составляют роботизированные коробки, построенные на основе обычной «механики», и преселективные «роботы» с двумя сцеплениями. Режим N можно использовать в них, как и в обычных ручных коробках на остановках. Это полезно для сохранения дисков сцепления от перегрева и истирания во время остановок с работающим мотором.

Не забываем про стояночный тормоз

Большинство водителей по окончании поездки просто переводят рычаг автомата в положение Р, глушат двигатель и уходят. Если машина стоит на ровной поверхности, то в этом нет ничего «криминального».

А если автомобиль нужно оставить на уклоне, то обязательно нужно сначала зафиксировать его «ручником», а потом уже переводить рычаг в Р. Иначе машина откатывается на сантиметр-другой, из-за чего блокирующий штифт в коробке испытывает ударную нагрузку, образуя небольшую металлическую стружку.

Затем этот мусор оказывается в масле, соединяясь с продуктами износа фрикционов, и постепенно забивает гидроблок, клапаны и фильтр, после чего автомат начинает работать с рывками и «пинаться».

К списку статей
Заказать звонок
Проверка
Нажимая на кнопку "Отправить", я принимаю условия пользовательского соглашения.
Отправить
Подарочный сертификат
Проверка
Нажимая на кнопку "Отправить", я принимаю условия пользовательского соглашения.
Отправить