Можно ли не менять масло, если в течение года часто пополнял его уровень?
Двигатели современных автомобилей отличаются высоким масляным аппетитом. Водителям приходится примерно раз в четыре месяца покупать литровые канистры на долив. В течение года они добавляют примерно 3−4 литра масла взамен испарившегося и сгоревшего. Можно ли после таких частых доливок не спешить с плановой заменой смазывающей жидкости?
Нагрузки внутри двигателя
Моторное масло имеет свой срок службы. Для обычных условий эксплуатации его замена должна производиться через 15 тысяч километров. В среднем это примерно 250 моточасов работы силового агрегата при различных режимах и нагрузках. В основном это загородный режим эксплуатации с редким стоянием в заторах.
Однако в городском цикле 15 тысяч километров пробега нельзя приравнять к 250 моточасам. Длительные простои в пробках приводят к переработке и росту выработки трущихся поверхностей. Поэтому за 15 тыс км пробега можно накрутить 400 и 500 моточасов. Естественно при таких нагрузках масло не только окисляется, но и меняет свою структуру.
Благодаря моющим свойствам оно растворяет и очищает рабочие поверхности от сажевого налета. Масло собирает частички металлической стружки и охлаждает перегревшиеся детали двигателя.
Также масло вступает во взаимодействие с горячими картерными газами, пробивающимися через поршни внутрь блока цилиндров, вспенивается, превращается в эмульсию и засасывается вентиляцией во впускной коллектор. В итоге уже к 7 тысячам интенсивного пробега оно загрязняет и себя, и фильтр, который может останавливать лишь крупные фракции. Характеристики масла снижаются.
Из-за частых перегревов сложная структура химических добавок теряет стабильность, и в масле выпадает осадок, который тоже влияет на рабочие свойства. Масло хуже защищает трущиеся детали, провоцируя износ.
Доливка не делает масло лучше
В процессе эксплуатации масло испаряется или выбрасывается через изношенные кольца в выхлопную систему. Особенно сильное потребление масла идет на турбированных двигателях, у которых на 3−5 тысяч пробега может уходить по литру смазывающей жидкости. Автомобилистам приходится покупать масло на долив. Однако добавление литра чистого масла к общей массе не делает работу системы смазки лучше. Масло уже настолько загрязнено, что не может восстановить свои свойства. Кроме того, грязным остается и фильтр, который в силу высокого содержания посторонних частиц уже не может обеспечивать быструю циркуляцию жидкости.
Чтобы убрать грязь, осадок и прочие включения, необходимо поменять фильтр и слить из картера все масло. Только в этом случае можно очистить мотор, да и то не до конца. Большое количество старого масла остается в системе каналов внутри двигателя, провоцируя дальнейшее загрязнение нового масла.
В общем, постоянная доливка масла не освобождает от его регламентной замены. И чем чаще проводится замена смазывающей жидкости, тем лучше.
Рекомендуемая вязкость
Самое правильное — менять масло дважды в год, перед зимним сезоном и перед летним. При этом важно подбирать масло с рекомендованной вязкостью.
Для резко-континентального климата и суровой зимы подходит масло с вязкостью SAE 0W30, которое хорошо прокачивается и обладает великолепной текучестью даже при минус 35 градусах. Правда, нужно помнить, что летом на нем ездить не рекомендуется. Уже при 15 градусах тепла такое масло слишком разжижается.
Для регионов Центральной России, где 35-градусные морозы стоят от силы одну неделю во второй половине января, рекомендуется использовать другое масло, а именно с вязкостью SAE 5W30. Оно более стойкое в среднем диапазоне температур.
Для подержанных автомобилей возрастом свыше 15 лет подойдет масло с большей вязкостью. Поэтому рекомендуется заливать масло 10W40. С ним автомобиль будет хорошо защищен в диапазоне температур от минус 25 до плюс 40 градусов.
К списку статей